Граффити через трафарет как вид уличного искусства

    В любом городе, в любой стране можно встретить уличную живопись. Нет, это не художники, продающие свои творения туристам втридорога. Это картины, собирающие больше зрителей, чем самые пафосные галереи искусств, – уличные граффити.

    Одной из разновидностей таких рисунков являются трафареты, или Stencil art. Многие уличные художники используют трафареты для обозначения авторства, самореализации, однако общее отношение к рисункам через трафарет в узких кругах граффитчиков очень неоднозначно. Есть мнение, что настоящий художник должен рисовать только от руки.

    Граффити, нарисованные при помощи трафаретов, отличаются быстротой нанесения и лаконичностью. Как правило, они рисуются на контрасте светлой краской на темном фоне или наоборот.

    Никто не помнит, кто же первый придумал рисунки через трафарет, но надпись в Ленинграде, в самом начале Невского проспекта, которая гласила, что четная сторона безопаснее при арт-обстреле, помнят все. Пожалуй, это самый знаменитый в СССР рисунок, сделанный при помощи трафарета. Нанесли его две хрупкие девушки — Таня Котова и Люба Герасимова в 1943 году. Сегодня эти буквы написаны совсем другими красками. Татьяны Котовой уже нет в живых. Однако та надпись, сделанная на восточной стороне Невского, спасла много человеческих жизней и стала частью памятника Блокады Ленинграда.

    Для начинающего революционера нет лучше способа выразить свои идеи, чем трафарет! Первое использование трафаретов в политических целях началось в 1870-х годах, во время народных волнений в Париже. В середине двадцатого века простой и эффективный способ политической пропаганды взяли на вооружение итальянские фашисты, изображавшие на стенах портрет Муссолини. Популярность граффити в 60-х годах затронула и страны Латинской Америки, и юго-западной Европы. В 70-х годах в Париже трафаретные рисунки пользовались особой популярностью у студентов и пролетариев. Их требованием была свобода, как политическая, так и сексуальная. На стенах изображались рисунки соответствующей тематики: насекомые, бритвенное лезвие, фаллический человечек в виде банана.

    В это же время в Нью-Йорке граффити становится отдельным видом искусства, обретая цвет. Уличные стены оживают яркими красками. Акварель и масло сменяются акрилом. А холодный бетон становится лучшим холстом.

    Политические и общественные движения современности тоже используют трафарет. Например, Белорусская молодежная организация ЗУБР в апреле 2002 года применяла агитационный метод трафаретных рисунков наряду с листовками и плакатами. В Израиле тема трафаретных надписей и рисунков актуальна для стен Восточного Иерусалима, на которых вандалы излагают антиизраильские надписи, замазанные, в свою очередь, про-арабскими лозунгами. В Москве «красуются» баркашовские свастики с нацистскими лозунгами.

    Стили граффити

    Искусство граффити сегодня объединяет различные виды уличной росписи на стенах. Это всевозможные изображения, надписи, или то и другое вместе. Если речь идет об эпиграфических памятниках, то под «граффити» понимаются исключительно «процарапанные» надписи. А надписи краской обозначаются другим термином — «депинти». Как искусство граффити является одним из визуальных воплощений хип-хоп субкультуры.

    С некоторых пор становится широко распространенным искусство спрей-арта, предполагающее наненесение изображений посредством аэрозольной краски.

    В целом в граффити выделяют следующие стили:

    • Бабл стиль (bubble letters). Для него характерны «дутые» округлые буквы, напоминающие пузыри, и использование всего нескольких цветов.

    • Довольно распространенным стилем считается Уайлд (Wildstyle). Он состоит из множества подстилей. Буквенные хитросплетения, острые углы, «осколки», «стрелки» являются характерными особенности этого стиля.

    • Пользуется огромной популярностью стиль 3D Уайлд (3D Wildstyle), в основе которого изображение в трехмерном пространстве.

    • Блокбастер (Blockbuster). Здесь используются большие не переплетающиеся буквы чаще всего без дополнительных графических изысков.

    • Cтилю Дайма, или FX, присущи объемные яркие буквы, игра света с тенью, плавность цветовых градиентов, нарочитая реалистичность изображения.

    «Граффити» — искусство или вандализм?

    «Граффити» — именно так именуется настенная живопись в современной культуре — явление далеко не новое. Вспомнить хотя бы наскальные рисунки в древнем мире. Сейчас такое искусство во многих странах расценивается как несанкционированное и противозаконное. В Украине тоже решили бороться со стрит-артом. Депутаты планируют конкретно мастерам «граффити» начислять штрафы размером в тысячи гривен. Сейчас запрет подкрепляется административной ответственностью за несоблюдение чистоты и порядка в городах и населенных пунктах. А вот если надпись содержит еще и нецензурную лексику, то расценивается уже как мелкое хулиганство.

    Еще жестче обстоят дела в Европе. Так, в Германии, например, предусмотрено наказание за порчу коммунальной собственности в виде лишения свободы. Параллельно с этим борцы за свободу «граффити» предлагают выделить специальные места, где они бы смогли свободно реализовывать свой талант. Таким образом можно было бы разрешить извечный конфликт уличных живописцев и городских властей.

    В Украине в этом году была эта методика даже опробована в г. Славянск. Для славянских райтеров в одном из микрорайонов города, рядом с остановочным пунктом, проводился конкурс на тему «Евро-2012». Вот где уличные живописцы смогли дать волю фантазии и окунуть публику в мир своих фантазий. Конкурс доказал тот факт, что талантливые «вандалы» умеют не только заниматься вредительством на городских стенах, но и благодаря таким акциям неплохо зарабатывать. Команда «Riotous» из г. Краматорск даже получила предложение от городских предпринимателей украсить фасады.

    «Древние» граффити были найдены на стенах Новгородского кремля

    В процессе реставрации Грановитой палаты Новгородского кремля на кирпичах были найдены следы животных и птиц, отпечаток руки и какие-то надписи. Предположительно эти надписи были нанесены в XV веке нашей эры, но вполне возможно, что еще раньше. Представители музея не совсем согласны с этим предположением, и объясняют это тем, что Владычная палата уже многократно перестраивалась, и эти отпечатки вполне могли быть нанесены в другой период времени. Для того, чтобы установить истину, «древние граффити» будут подвержены специальным исследованиям.

    Также мир потрясло заявление министерства культуры Греции, в котором сообщалось о сенсационной находке самой древней конструкции, которая была возведена руками человека. Эта необыкновенная стена была найдена археологами в пещере Теоперта, которая расположена около города Каламбака на окраине Фессалийской равнины в центре Греции.

    Руководитель лаборатории археометрии при университете Пелопоннеса заявил: «При помощи стимулированной оптически люминесценции нами был определен возраст этого сооружения: оно было построено приблизительно 23 тысячи лет назад».

    Источник kazan.kp.ru.

    История граффити

    История граффити«Граффити» — итальянское слово. Переводится оно как «нацарапанный». Конечно часто граффитисты обижаются на такое слово, но все же граффити вышло из выведенных неумелой рукой слов типа: «Здесь был Серый, Вован и так далее» Или известный поэт Байрон. Не удивляйтесь. Если вдруг попадете в Шильонский замок, то знайте: вам обязательно покажут, на какой точно колонне мрачного каземата оставил свою подпись неунывающий гений. Бесспорно, не все надписи были столь бесхитростными. Были среди них и вдохновенные посвящения, и магические формулы. В течение многих веков неизвестные авторы изливали на стенах душу, признавались в глубокой любви любимой женщине и высказывали ненависть врагам. Порой граффити бывало даже истоком вдохновения. Слово «рок», написанное на греческом языке на стене Собора Парижской богоматери, подтолкнуло великого Гюго на написание бессмертного романа. До 80-го года 20 века граффити была воспринята как сугубо словесная форма выражения мыслей и эмоций.  Первооткрыватели жанра пользовались обычными маркеры и аэрозолями, которые в основном подворовывали у уставших и невнимательных продавцов в магазинах. Почти все необходимые инструменты изготавливалось собственноручно. В ходу было абсолютно все: от специализированных составов для окраски обуви до штемпельной гуаши. В качестве корпуса для краски всегда служил пустой баллончик от дезодоранта. Исторически это граффитизм имел развитие из «тэгов» — авторских автографов. Если сравнивать с сегодняшим граффити-искусством, довольно скромненьких по форме и конечно же исполнению. Поэтому можно сейчас сказать, что каждый начинающий граффитист именно основываясь на «тэггерах» постигает азы мастерства. Прекрасными объектами для росписи подростков стали поезда метро. Юные гении прятались в отстойниках, и утром расписанные поезда выходили оттуда красивыми. Граффити развивалось стремительно. И дошло до тех масштабов, которые мы видим сейчас. «Стиль, — утверждал Чэлфант, сотворивший книгу „Subway Art“, являющейся настольной книгой среди граффитистов, для каждого художника — понятие важное. Определется оно прежде всего формой самих букв и тем, как они объединены». А мастерство написания и личный самобытный стиль достигаются множеством часов долгих-долгих тренировок.