Уличное граффити как искусство: исторический экскурс

    Конечно же, в уличном граффити, как и в любом другом виде искусства, есть выдающиеся личности. Например, в Париже особой любовью к уличному искусству отличились студенты Бэк ля Рет и Жерар. Подрабатывая оформителями, молодые люди халтурили на детской площадке. Там же, заприметив баллончики с краской, они не смогли сдержать свой порыв, и украли их. Украшая свою мастерскую украденным, Блэк вспомнил о трафаретах.

    Праздничным утром первого января парижские жители увидели на стенах Pompidou Centre их творения: это были тысячи крыс и тараканов, а также танковая дивизия. В 1984 году появилось альтернативное движение, с которым студенты при помощи рисунков завязали немой диалог. Блэк говорил, что у него есть желание при помощи трафаретов растормошить и удивить людей. Он стал писать работы почти в человеческий рост. Подражая политическим трафаретам начала 20 века, Блэк работал исключительно по ночам, чтобы не попадаться на глаза полиции. Однако в 1990 году ему все-таки пригрозили тюрьмой, после чего его работы можно было увидеть лишь в галереях.

    Девушки тоже принимали участие в уличных граффити. Например, в том же Париже девушка под псевдонимом Miss Tic, приятельница Блэка, ранее считавшая себя поэтессой, увлеклась трафаретами, хотя и продолжала считать себя больше писательницей, чем художницей. Она писала текстовые граффити, построенные на игре слов.

    Немо – один из самых знаменитых персонажей среди трафаретчиков. В 1980-х годах он начал рисовать граффити для своих детей. Ими стали сказочные персонажи, а его творения похожи на иллюстрации к детским книгам. Друг и коллега Немо по уличным рисункам Джером Меснэджер часто составлял Немо кампанию в работе, хотя был не трафаретником и рисовал свои картины от руки. По технике исполнения их рисунки очень похожи. Однако Джером был скоростным художником и тратил на свою картину всего 26 секунд. Любимый персонаж Джерома – белый человечек, фантом, распластанный в причудливых позах. Этот рисунок пришелся по душе коллегам Джерома по уличному рисованию в Китае, Нью-Йорке и Египте.

    Еще одна знаменитость Парижа – Ле Бательер. Это мастер провокационных граффити, творивший исключительно в час пик, когда поймать уличного кривляку в толпе практически невозможно. Работы Ле Бательера полны злой политической сатиры, взрывающей общественное сознание. Скитаясь всю жизнь по сквотам, в 30 лет фигляр умер, оставив огромное количество трафаретов, а также создав музей уличного искусства прямо на улице.

    Немного теории и закона

    Всем любителям уличного граффити следует помнить, что их творческие порывы не являются законными и караются в соответствии со статьями УК РФ: умышленная порча чужого имущества (ст. 167), хулиганство (ст. 213), а также вандализм (ст. 214). Результатом воплощения творческих идей могут стать как восхищенные взгляды прохожих, так и существенный штраф, а иногда и тюремное заключение.

    Конечно, шутливый рисунок на стене дома вряд ли будет рассмотрен полицией как вандализм. Однако даже за мелкое хулиганство можно понести определенную ответственность.

    Изготовить трафарет можно различными способами. Простой рисунок или текст можно нанести на бумагу, картон или линолеум, заламинировать и вырезать. Для изготовления высокохудожественных трафаретов можно использовать компьютерную программу Photoshop. Опытные художники рекомендуют выбирать место для нанесения рисунка в пользу качества стены и делать граффити вдвоем: один держит трафарет, а другой наносит краску.